Итоги работы за 2015 год белгородского бизнес-омбудсмена Андрея Минаева

Андрей Минаев

 

Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Белгородской области Андреем Минаевым в рамках его компетенции проводятся мероприятия по защите нарушенных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности. Изучив доклад бизнес-омбудсмена об итогах работы за 2015 год, мы узнали о том, каких результатов ему удалось добиться.


Работа с обращениями предпринимателей является одной из важнейших составляющих деятельности Уполномоченного. На рассмотрении Уполномоченного в 2015 году находилось 30 письменных обращений от предпринимателей, из которых 83 % были адресованы непосредственно региональному Уполномоченному и 5 жалоб предпринимателей Белгородской области получено от Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова. Поступившие обращения носили индивидуальный характер, коллективных обращений предпринимателей в адрес Уполномоченного не поступало. Фактов наличия массовых нарушений в сфере предпринимательской деятельности не выявлено. Количество устных обращений непосредственно к Уполномоченному и в Общественную приемную составило 62 единицы.

Большинство из письменных обращений, полученных в 2015 году, отработаны, заявителям даны письменные ответы в соответствии с действующим законодательством. В тех случаях, когда требовалось вмешательство контрольно-надзорных, правоохранительных органов, Уполномоченный направлял обращения в соответствующие организации.
Предприниматели, обратившиеся в Общественную приемную или непосредственно к Уполномоченному в устной форме, получили необходимые разъяснения и консультации.

Основные проблемные вопросы, с которыми субъекты малого и среднего предпринимательства обращались к региональному Уполномоченному в 2015 году:

  • неправомерный, по мнению заявителей, отказ в государственной поддержке бизнеса уполномоченным органом по оказанию поддержки;
  • избыточные проверки контрольно-надзорными органами,
    несогласие с результатами проведенных проверок;
  • неудовлетворительная организация работы маршрутных такси;
  • нарушение прав предпринимателя в сфере ритуальных услуг;
  • значительное увеличение арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
  • отказ в продлении договоров аренды земельных участков и муниципальных помещений органами местного самоуправления;
  • факты ареста и изъятия правоохранительными органами в рамках следственных действий документов, оргтехники, материальных ценностей на длительный период, что может привести к разрушению бизнеса.

Мероприятия Уполномоченного по защите интересов, поддержке и развитию бизнеса

Защита интересов добросовестных предпринимателей, содействие внедрению высоких стандартов культуры ведения бизнеса, участие в разработке мер по улучшению делового климата – самые важные задачи, которые решает Уполномоченный.

Среди рассмотренных обращений было немало тех, которые благодаря вмешательству Уполномоченного получили определенный положительный результат. Количество обращений, по которым Уполномоченным положительно решены вопросы или даны необходимые предпринимателям разъяснения о порядке решения проблем, за отчетный период составило более 70 % от рассмотренных.

Уполномоченный в 2015 году активно участвовал в организации деятельности малых и средних производственных компаний.

В апреле прошлого года было запущена первая очередь производства готовых лекарственных средств ООО «ПИК ФАРМА ЛЕК», начата подготовка к запуску второй очереди – по производству инъекционных растворов. Уполномоченный принимает участие в переговорах с собственниками группы компаний «ПИК ФАРМА» о начале реализации в 2016 году проекта по организации производства субстанций на основе стандартов международных стандартов GMP.

Кроме того, в период с декабря 2014 года по февраль 2016 года Уполномоченным представлялись интересы ООО «ПИК ФАРМА ЛЕК» в качестве третьего лица в деле №А08-8938/2014, рассматриваемого в Арбитражном суде Белгородской области, Девятнадцатом арбитражном Апелляционном суде и кассационной инстанции, по иску предприятия к ОАО «МРСК-Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра»-Белгородэнерго» по вопросу взимания штрафов.

Организационные мероприятия, проведенные Уполномоченным, способствовали также началу работы современного полиграфического комплекса ООО «Константа принт». После введения в эксплуатацию данного комплекса, с учетом действующих производственных мощностей других предприятий, в Белгородской области появилась возможность полностью отказаться от завоза полиграфической продукции как из-за границы, так и из других регионов Российской Федерации.В октябре 2015 года с участием Уполномоченного открыто новое производство отечественных стоматологических материалов ООО «Технодент», которое обеспечило увеличение объемов выпуска продукции компании в десятки раз. Компания осуществила международную сертификацию продукции и приступила к поставкам стоматологических материалов в страны Евразийского союза, Ближнего Востока, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов и других.

В декабре прошлого года в рамках Российской промышленной выставки в Иране, организованной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Уполномоченный представил достижения производственных предприятий малого и среднего бизнеса Белгородской области, принял участие в переговорах с потенциальными иранскими покупателями белгородских стоматологических материалов. В настоящее время готовятся первые поставки стоматологических материалов на перспективный иранский рынок.

В 2015 году Уполномоченным инициированы проекты строительства 10 новых производственных объектов по выпуску ветеринарных, противотуберкулезных препаратов, оборудования для горной промышленности, фасадных конструкций, локальных очистных сооружений.

Данные объекты планируются к вводу в эксплуатацию до 1 июля 2016 года. Правительством Белгородской области в качестве наиболее эффективного и демократичного формата реализации инвестиционных решений признан формат создания в муниципальных районах технопарков, индустриальных (промышленных) парков, которые создают наилучшие условия для развития малых и средних производственных инновационно активных предприятий, гармонично вписываются в природную и градостроительную среду.

Уполномоченный, являясь членом правления Ассоциации индустриальных парков России и одним из активных участников разработки проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих деятельность индустриальных парков, оказывал в 2015 году необходимую методическую помощь инициаторам проектов создания индустриальных парков в Волоконовском, Алексеевском, Белгородском муниципальных районах и Старооскольском городском округе. В связи с поступившими в 2015 году обращениями предпринимателей о значительном увеличении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, Уполномоченным были проведены консультации с общественными омбудсменами и руководителями ряда малых и средних производственных компаний и направлены соответствующие предложения в адрес губернатора Белгородской области. Губернатором Белгородской области, с учетом предложений Уполномоченного и регионального отделения Общероссийского народного фронта, дано поручение соответствующим структурам исполнительной власти о проведении анализа изменения арендных платежей на земельных участках, используемых в коммерческих целях, а также их влияния на экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов. По итогам будут внесены предложения по изменению размера арендной платы для отдельных видов земель с учетом принципа экономической обоснованности.

Уполномоченным совместно с прокуратурой Белгородской области проанализирована информация об исполнении государственными и муниципальными заказчиками обязательств по государственным и муниципальным контрактам за 2015 год, проведен мониторинг официального сайта размещения закупок. В результате были приняты меры прокурорского реагирования к должникам и погашена задолженность по оплате государственных и муниципальных контрактов на сумму более 118 млн рублей.

Решения региональных органов власти по поддержке предпринимательства не принимаются без участия бизнес-омбудсмена. По его инициативе с учетом мнения предпринимательского сообщества в 2015 году разработаны и приняты законы Белгородской области, предусматривающие двухлетние «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной, научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению, при применении УСН и патентной системы налогообложения.


Бизнес-омбудсмен Андрей Минаев является участником межведомственной рабочей группы по защите прав субъектов предпринимательской деятельности при прокуратуре Белгородской области. В рамках этого взаимодействия первый заместитель прокурора Белгородской области Павел Данченко и Андрей Минаев регулярно  проводят в муниципалитетах прием предпринимателей.


Андрей Минаев

 

Прокуратурой области рассмотрено обращение ООО «ГарантСервис» по вопросу неисполнения обязательств при строительстве школы с детским садом в п. Таврово-2, поступившее на личном приеме в Шебекинском районе. По результатам проверки выявлены нарушения со стороны генерального подрядчика, государственного заказчика и администрации Белгородского района.

Установлено, что государственным контрактом срок выполнения указанных работ установлен не позднее 27.08.2014, вместе с тем фактически работы выполнены 31.08.2015.

Срок выполнения работ нарушен по вине заказчика в связи с несвоевременным получением разрешительной документации, а также несоблюдением промежуточных сроков оплаты по контракту. Кроме того, выявлены нарушения при размещении муниципального заказа, а также со стороны должностных лиц администрации района при рассмотрении заявления государственного заказчика о выдаче разрешения на строительство указанного объекта и выполнение подрядчиком ООО «БИЛДИНГ-ИНВЕСТ» строительных работ по указанному контракту без разрешения на строительство.

По данным фактам прокуратурой района главе администрации района и в адрес директора ООО «БИЛДИНГ-ИНВЕСТ», ОГБУ «Управление капитального строительства Белгородской области» внесены представления, которые находятся в стадии рассмотрения.
В ходе проверки довод о неполной оплате ООО «БИЛДИНГ-ИНВЕСТ» перед ООО «ГарантСервис» долга по договору субподряда подтвердился. Должником предпринимаются меры по погашению возникшей задолженности.


Индивидуальный предприниматель в ходе личного приема обратился с просьбой рассмотреть правомерность опубликованного в районной газете Постановления главы администрации района на предмет вменения обязанности предприятиям приводить в порядок территорию вдоль дорог общего назначения.

В ходе проверки действующих нормативных правовых актов установлено, что решением Муниципального Совета муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» от 31.10.2014 № 9 утверждены Правила благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Шебекинского района, городских и сельских поселений Шебекинского района.

Вместе с тем, п. 4.1.5 Правил благоустройства предусматривал наличие утвержденного паспорта установленной формы как необходимое требование для выполнения работ по ремонту и окраске фасадов зданий и сооружений, ландшафтному обустройству и озеленению закрепленной территории, размещению на фасадах объектов вывесок, рекламных конструкций и информационных сообщений.

Также положения Правил гласили, что форма паспорта обязательна для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Шебекинского района.
Проект Паспорта должен был изготавливаться физическими или юридическими лицами, имеющими лицензию на право производства соответствующего вида работ.

Указанные нормы действующим законодательством РФ не предусмотрены и влекли наложение дополнительных обременений, обязанностей на физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе материального характера.
Ввиду изложенного, прокуратурой района принесен протест на нормативный правовой акт, решение Муниципального совета от 31.10.2014 № 9 «Об утверждении Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Шебекинского района, городских и сельских поселений Шебекинского района» приведено в соответствие с федеральным законодательством.

Шебекинской межрайонной прокуратурой в ходе осуществления мониторинга правовых актов, действующих на территории Шебекинского района, установлено, что 28.09.2012г. постановлением главы администрации Шебекинского района № 1359 создан технический Совет по градостроительной политике на территории Шебекинского района.
Градостроительный Кодекс Российской Федерации четко регламентирует порядок и сроки выполнения органами местного самоуправления процедур, связанных с правоотношениями, регулируемыми радостроительными нормами.

Однако Положение о техническом Совете по градостроительной политике на территории Шебекинского района содержало ссылки на сроки рассмотрения вопросов субъектов градостроительной деятельности в нарушение сроков, установленных для каждой процедуры градостроительным законодательством.

В связи с изложенным, прокуратурой района на указанный правовой акт, а также акты, вносившие изменения, принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен. Незаконные правовые акты отменены.

Шебекинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соответствия требованиям федеральному законодательству постановления главы администрации Шебекинского района от 28.01.2016 года № 41, опубликованного в газете «Красное знамя» от 3 февраля 2016 года, в ходе которой установлено, что указанное постановление не соответствует требованиям федерального законодательства, в связи с чем, подлежит отмене.

Так, п.3.4 приложения к постановлению главы администрации Шебекинского района предполагал следующее: землепользователям, чьи земельные участки примыкают к полосам отвода автодорог Шебекинского района надлежит выполнять работы на закрепленных участках за счет собственных средств.

Возложение на хозяйствующие субъекты (землепользователей), чьи земельные участки примыкают к лесополосам и автодорогам области, обязанности по содержанию лесополос и сельхозугодий, примыкающих к полосам отвода автодорог, не находящихся в собственности, владении, пользовании, может быть осуществлено либо на основании Федерального закона с четким указанием размера данной территории на федеральном уровне, либо на основании договора. В данном случае обязанность возложена на местном уровне.

Указанное постановление устанавливало для собственников дополнительное бремя по содержанию имущества, не принадлежащего собственнику (владельцу, пользователю), что согласно изложенным нормам, не относится к компетенции муниципальных образований, а может устанавливаться только федеральными законами.

Вместе с тем, указанный нормативный правовой акт влек наложение дополнительных обременений, обязанностей на физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе материального характера. По указанному факту 12 февраля 2016 года принесен протест, который рассмотрен, удовлетворен, нормативный правовой акт отменен.


В 2015 году прокуратурой Белгородской области во взаимодействии с бизнес-омбудсменом Андреем Минаевым активизирован надзор в сфере защиты прав предпринимателей


При составлении сводного плана проверок на 2015 год четверть предложений органов контроля отклонена, а это около 2 тысяч проверок.

В рамках подготовки плана проверок на текущий год снижено количество проверок уже на стадии направления предложений с 9 до 6 тысяч. При рассмотрении проектов планов прокуратурой области отклонено почти 1,5 тысяч проверок (24 %).

В течение 2015 года из 242 заявлений о согласовании внеплановых проверок положительно рассмотрено лишь 88 (36 %, отказано в 64 %).

В связи с проведением контролирующими органами незаконных внеплановых проверок, в том числе без согласования с органами прокуратуры, возбуждено 24 дела по ст. 19.6.1, а в связи с иными нарушениями прав предпринимателей – 11 дел по ч. 2 ст. 13.27 КоАП.

По случаям проведения контролирующими органами незаконных и внеплановых проверок, которые, ко всему прочему, не были согласованы с органами прокуратуры было возбуждено 24 дела по ст. 19.6.1. По иным нарушениям прав предпринимателей возбуждено 11 дел по ст. 13.27 ч.2 КоАП.

Были восстановлены права предпринимателей, нарушенные избирательным подходом органов местного самоуправления при принятии решений о согласовании размещения нестационарных торговых объектов.

Проводятся проверки соблюдения законодательства в части своевременной оплаты заказчиками, в том числе государственными и муниципальными унитарными предприятиями, обязательств по исполненным государственным и муниципальным контрактам. По требованию прокуроров хозяйствующим субъектам выплачено более 109 млн рублей.

Разработана анкета для сбора информации о нарушении прав предпринимателей; о должностных лицах и органах, создающих барьеры для развития предпринимательской деятельности; сферах экономки, страдающих от влияния административных ресурсов и подверженных коррупционным рискам.

Сейчас результаты анкетирования обрабатываются, однако, уже можно сделать вывод, что сфера строительства, землепользования и госзакупок наиболее подвержены злоупотреблениям со стороны власти.

Выпущена памятка по противодействию коррупции, активно распространяемая среди предпринимателей, а на сайте прокуратуры области создан специальный антикоррупционный раздел.

В настоящий момент прокуроры выполняют задание о проведении проверок законодательства о бюджете, госзакупках, в том числе при реализации программ по импортозамещению и господдержке предпринимателей.

Социальный универсам

Руководитель Белгородского отделения Российского Красного Креста Нина Иосифовна Ушакова рассказала «Бизнес-обозрению» о социальном магазине при отделении Красного Креста и других проектах благотворительной общественной организации.

«Цифра» в эфире

В 2011 году на телеэкранах жителей нашей области впервые появилось цифровое эфирное телевидение. Запуск «цифры» в регионе вызвал немалый ажиотаж, и это не удивительно, ведь качество цифрового сигнала намного лучше традиционного — аналогового, к тому…

Порядок заключения договора ОСАГО в виде электронного документа с 1 января 2017 года

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО), в соответствии с…

Электронная автогражданка

С 1 января каждый автомобилист может самостоятельно заполнить заявление на сайте страховой компании и приобрести электронный полис ОСАГО (е-ОСАГО). По данным Российского союза автостраховщиков, только за первый месяц 2017 года в стране было оформлено 190…

Белгородское рекрутинговое агентство

«Сейчас многим компаниям проще научить сотрудника самостоятельно, ввести его в курс дел компании, воспитать под свой стиль работы. Опытного специалиста трудно переучивать, он заточен под другие схемы, стили управления и обязанности».

Комментировать на сайте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code