Насущность промышленного дизайна

Текст: Евгений Трунов, арт-директор Творческого объединения «Нэйкед Арт»

А нглийское слово design первоначально означало замысел, проект, расчет, чертеж, узор. Основная идея дизайна – создавать эстетичные продукты с высокими качественными характеристиками, генерация и использование новых технологий. Технология, в свою очередь, формирует облик продукта.
Часто в понятие «промышленный дизайн» вкладывают весьма упрощенный смысл, сводя все к одной из его характеристик – эстетическим качествам изделия. Понимания промдизайна как оптимального конструкторско-технологического решения при серийном выпуске товаров повседневного спроса, вот чего сегодня не хватает производителям, да, чего греха таить, и многим дизайнерам. Промышленный дизайн – проектная по своей сути деятельность, это творческий образ и оружие конкуренции, способ сократить издержки и расширить ассортимент. Интеллектуальная собственность на объекты, разработанные в рамках промышленного дизайна, может и должна быть защищена патентами. Также надо понимать, что промышленный дизайн – это не краткосрочное вложение средств, а долгосрочные инвестиции в будущее предприятия, в образ бренда и лояльность клиентов в будущем. Наличие стратегии развития дизайна продукции должно быть такой же естественной вещью, как и стратегия развития компании в экономическом плане, а исследования и работа над дизайном не должны прекращаться ни на один день. Новые материалы, технологии, способы продаж и рекламы, требования к экологической безопасности, оборудование и, конечно, возрастающие ожидания потребителей, все это необходимо отслеживать, анализировать и в случае необходимости быть готовым оперативно меняться, иметь уже готовые сценарии подстройки производства. Сегодня промышленный дизайн играет одну из ведущих ролей среди факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества национальной экономики развитых стран, и является неотъемлемой частью не только производства, но и продвижения продукции, логистики, продаж.

Для такой системной работы необходимы подготовленные и способные к непрерывному процессу обучения кадры. Сегодня лидерами промышленного дизайна считаются Италия, Япония, Англия, Голландия, Франция. Это страны, где на государственном уровне уделяется большое внимание системе подготовки кадров, так в Великобритании специалистов по промдизайну готовят 74 учебных заведения, во Франции – более 55. В Китае за последние несколько лет открыто свыше 400 дизайнерских школ, это серьезная заявка на отказ от услуг европейских дизайн-студий.

А что у нас?

До последнего времени в нашей стране дизайну уделялось недостаточно внимания. Запоздалый выход нашей страны на рыночный путь развития экономики дает о себе знать, мы на ходу постигаем принципы его функционирования. Специалистов по дизайну в России традиционно готовили и готовят гуманитарные вузы, классификатор специальностей высшего профобразования относит промышленный дизайн к группе «Культура и искусство». При этом количество учебных заведений – не более 20. С точки зрения реальной проектной практики, уровень подготовки в них не соответствует современным требованиям по причине полной оторванности этих учебных заведений от инженерной сферы и реального производства. Превратить идею в рисунок, рисунок в готовый продукт – вот задача дизайнера, и не важно это буклет, журнал или автомобиль. Сделать это изящно и красиво без глубокого понимания технологии весьма затруднительно. Сама профессия, или как минимум слово «дизайнер», уже достаточно популярны в широких кругах и среди молодежи в том числе, однако профессионального сообщества с определёнными целями, регулярными встречами, образовательными мероприятиями пока не существует. Непросто узнавать о тенденциях дизайна и людях, занятых в этой сфере, разве что перечитывая их блоги в интернете. В различных городах в последние годы стали появляться площадки для подобного рода контактов дизайнеров с предпринимателями, маркетологами, студентами. Так, в Белгороде с 2010 года работает клуб для студентов дизайнеров и архитекторов «ТОНА» организованный вашим покорным слугой при поддержке кафедры технологии стекла и керамики Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. На сегодняшний день кафедра готовит бакалавров по профилю подготовки «Художественная обработка материалов», до 2013 года выпускала специалистов по технологии и дизайну изделий из стекла и керамики. Также в БГТУ им В. Г. Шухова можно получить образование дизайнера архитектурной среды. Белгородский государственный институт искусств и культуры тоже предлагает образование в сфере дизайна, в частности: графического, костюма и среды, однако гуманитарная направленность вуза несколько ограничивает кругозор и адаптивность выпускников в технологических аспектах дизайна. Крупным государственным учебным заведениям всегда требовалось больше времени на адаптацию к быстроменяющейся действительности, но не замечать положительных тенденций тоже нельзя, ведь они есть, и это радует.

 

Курсовой проект заварочный чайник

Курсовой проект заварочный чайник. Выполнил студент Обернихина Е. Преподаватель Трунов Е. М.

Когда производителям товаров массового спроса удается добиться высоких конкурентных качеств продукта, они начинают задумываться об улучшении его эстетических качеств и технологичности производства для сокращения издержек.

Временным решением могут стать периодические обращения к услугам дизайнеров фрилансеров, но для более долгосрочных планов необходимо либо создание на предприятии отдела дизайна, либо постоянное сотрудничество со «своей» студией дизайна, способной быстро и качественно решать задачи клиента, понимая специфику его производства.

Каковы же преимущества?

Каковы же преимущества и недостатки работы с фрилансерами?

Дешевле. Следствием меньшей цены могут быть дизайн, выполненный по готовому шаблону, скачанному из интернет-хранилищ, либо, к сожалению, полностью краденый дизайн.

Быстрее. Если работа простая и фрилансер на ней специализируется, то действительно сроки можно значительно сократить.

Качественнее. Только в том случае, если вы работаете с проверенным человеком по рекомендациям. Как и в любом деле, в дизайне есть масса нюансов, даже подготовка готовых файлов для клиента требует времени и определённых навыков, на что не всегда готовы тратить свое время фрилансеры, так как это не оговаривалось при заказе по той причине, что клиенту об этих нюансах неизвестно вовсе. Что касается работы в области промышленного дизайна, то для фрилансера сделать продукт, не понимая технологии его производства очень сложно, а часто просто невозможно. Работа со студией поможет избавиться от недостатков, свойственным работе с фрилансом, естественно, это не может не отразиться на стоимости работ, однако это компенсируется при дальнейшей эксплуатации дизайна.

Уже наметился круг отраслей, где промышленный дизайн будет активно задействован в ближайшее время: это товары для дома и офиса, изделия из пластика, средства связи, системы безопасности, спортивные тренажеры, мебель, светильники, медицинское оборудование и упаковка.

Об упаковке

Об упаковке хотелось бы сказать отдельно. Есть одно устоявшееся на западе выражение «Хороший дизайн – хороший бизнес». Но кто может однозначно ответить на вопрос – а как именно дизайн может повлиять на продажи? Всем известно, что на продажи влияет большое количество факторов: качество продукта, представленность продукта в точках продаж, позиционирование, цена, реклама, конкурентная ситуация на рынке и так далее. И, конечно же, дизайн. Профессиональный дизайн упаковки повышает привлекательность продукта, что естественно положительно отражается на продажах. Надо понимать, что для многих товаров упаковка – один из основных идентификаторов бренда и способов быть замеченным покупателем. Грамотно подобранная упаковка является одним из самых эффективных инструментов BTL маркетинга и убедительным аргументом в пользу выбора того или иного товара.

 

Курсовой проект заварочный чайник2

Курсовой проект заварочный чайник. Выполнил студент Лазарева О. Преподаватель Трунов Е. М.

Ряд факторов обуславливает возрастающее влияние упаковки на уровень продаж:

  •  развитие самообслуживания – упаковка должна быть удобной и практичной;
  • экономика – потребители готовы платить больше за красивую, надежную и удобную упаковку;
  •  исследователи говорят, что при приобретении товаров, 97 % покупателей придают значение упаковке;
  • продвижение и реклама – 53 % всех покупок происходит под воздействием рекламы в том или ином ее виде;
  • инновационные возможности – разработка новых видов упаковки позволяет создать новый дизайн привычных продуктов;
  • продвижение и реклама – признание имиджа компаний и торговых марок. Даже если покупатель проходит мимо полки и не покупает продукцию, он обязательно обратит внимание на яркую и приметную упаковку и в следующий раз будет искать именно ее.

В Белгородской области есть много достойных примеров работ как с дизайном продукта, так и качественной, красивой упаковкой. Однако тех производителей, кому еще только предстоит оценить важность дизайна и внедрить его как часть политики компании, гораздо больше. Развитие конкуренции и неиссякаемый выход новых продуктов на рынок не дают им забывать об этом, все больше предпринимателей осознают особый статус дизайна в производстве продукта своей компании и ищут рациональные и эффективные решения.

 

Упаковка молока

В последнее время и правительственных кругах от разговоров о необходимости массового внедрения промышленного дизайна стали переходить к делу – государство в 2006 году, разработало проект концепции развития отрасли. Было принято решение изменить представление промышленности о дизайне. Помощью по налаживанию контактов и развитию отношений между дизайнерами и промышленностью занимаются специально учрежденные для этого Центры развития дизайна. Один из первых таких центров был создан в Перми, затем появился в Екатеринбурге. Задумано создание подобного центра и в Белгороде. Дизайн планируется включить в перечень видов деятельности, позволяющих претендовать на статус резидентов, финансируемых государством технопарков, в том числе технопарков в сфере высоких технологий.

В России начал свое развитие современный рынок услуг промышленного дизайна. Превратится ли он в серьезную индустрию? Да, если предприниматели поверят в возможности дизайна и откроют новые перспективы для своего бизнеса.

Социальный универсам

Руководитель Белгородского отделения Российского Красного Креста Нина Иосифовна Ушакова рассказала «Бизнес-обозрению» о социальном магазине при отделении Красного Креста и других проектах благотворительной общественной организации.

«Цифра» в эфире

В 2011 году на телеэкранах жителей нашей области впервые появилось цифровое эфирное телевидение. Запуск «цифры» в регионе вызвал немалый ажиотаж, и это не удивительно, ведь качество цифрового сигнала намного лучше традиционного — аналогового, к тому…

Порядок заключения договора ОСАГО в виде электронного документа с 1 января 2017 года

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО), в соответствии с…

Электронная автогражданка

С 1 января каждый автомобилист может самостоятельно заполнить заявление на сайте страховой компании и приобрести электронный полис ОСАГО (е-ОСАГО). По данным Российского союза автостраховщиков, только за первый месяц 2017 года в стране было оформлено 190…

Белгородское рекрутинговое агентство

«Сейчас многим компаниям проще научить сотрудника самостоятельно, ввести его в курс дел компании, воспитать под свой стиль работы. Опытного специалиста трудно переучивать, он заточен под другие схемы, стили управления и обязанности».

Комментировать на сайте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code