Наталия Полянца, хозяйка частного детского сада

Частный детский сад «Родник» – дошкольное учреждение Белгорода, практикующее классическую систему Марии Монтессори, позволяющую детям свободно проявлять себя в разнообразной деятельности, быть самостоятельными, ответственными и счастливыми.  Во время беседы с основателем детского сада «Родник» Наталией Полянца мне удалось понаблюдать за воспитанниками: они пишут планы на день, разрабатывают проекты, считают в уме и уверенно выступают перед зрителями.


Первое образование, которое я получила, было медицинским


В дальнейшем освоила специальность психолога. Кстати, тема дипломной работы была посвящена системе Монтессори. Занимаясь частной практикой психотерапии, в большей степени работала с детьми. На одном из этапов моей профессиональной деятельности я планировала отправиться в Милан для повышения квалификации, однако узнала о своей беременности и сделала выбор в пользу семьи. На тот момент у меня уже было двое деток. Ребёнку требовалось много внимания, поэтому активно заниматься работой я уже не могла, но и отдавать малышку в руки нянь не собиралась. Отучившись на педагога Монтессори, я решила открыть группу развития.

У меня не было личных накоплений, поэтому я продала свою машину. Среди тех, кто начал заниматься у меня сразу после открытия, были в основном дети людей, знающих меня по практике психотерапии. Первые 2 года я работала без зарплаты и периодически уходила в минус. Поддержка Белгородского ОФПМСП в размере 600 тысяч рублей позволила расширить свой социальный бизнес: снимать помещение, сделать кухню и оборудовать садик.
Сегодня у нас занимаются дети в нескольких группах: одна с двух до трёх лет – в ней 15 человек, другая с трёх до шести – в ней 26 детей. С 1 сентября 2014 года мы открываем школу Монтессори для детей от 6 до 9 лет. С октября текущего года в Белгороде распахнёт свои двери группа развития по Монтессори от 0 месяцев до 1,5 лет. Педагог, который будет заниматься с малышами и их мамами, оканчивает высшие курсы Монтессори-педагогики АМI и является дипломированным специалистом международного уровня.


Главное в системе Монтессори – научить детей быть счастливыми


Детки в нашем саду трудолюбивые, любознательные. Их творческий потенциал, креативность и уверенность в себе действительно поражает. Всё дело в том, что в системе Монтессори нет авторитарного стиля, диктатуры. Педагог является частью среды. Он знает, когда нужно вмешаться в какой-либо процесс деятельности ребёнка, а когда делать этого не следует; педагог понимает, в какой момент необходимо предложить ребёнку новый материал. Мы обучаем детей без обучения. Дети даже не догадываются, что прошёл урок, было введено правило. Стиль общения, создание комфортных условий, обучающей среды для ребёнка являются главными аспектами. Педагоги, давая ребёнку новые знания, не требуют немедленного повторения, что есть в традиционной системе воспитания детей, а надеются, что когда-нибудь он захочет это повторить.


От природы дети любят порядок


В нашей младшей группе малыши самостоятельно моют настоящую посуду, накрывают себе на стол, безопасным ножом намазывают масло на хлеб, сами накладывают кашу, вытирают стол и подметают. Играючи они приучаются к порядку. Эти малыши могут одеваться и раздеваться сами – они не ждут помощи взрослых. Девиз этого возраста «Научи меня делать это самому». К 6 годам формируется навык «Научи меня думать самому».

До трёх с половиной лет ребёнку нужно приучиться к порядку: одеваться, выворачивать одежду, складывать всё на место. У нас есть девочка в старшей группе, которая после прогулки внимательно осматривает свою одежду, и если вдруг обнаружит даже едва заметное пятнышко на колготках, тут же снимает их и идёт стирать. Когда у ребёнка навык самообслуживания реализуется в автоматическом порядке, тогда он может принимать новое. Не выработав автоматизм действий, малыш не будет способен к освоению новых знаний – нельзя подняться на третий этаж, избежав первые два.

Если ребёнок совершает какую-либо ошибку, педагоги и родители должны ему показать, как её исправить, без оценивания, критики, команды. В дальнейшем у ребёнка появится опыт решения сложных вопросов и выхода из тяжёлых ситуаций. У детей в старшей группе вообще нет понятия «проблема», есть «вопрос», который, обдумав, можно решить самостоятельно.


Дети из старшей группы 6-ти лет, приходя утром в садик, пишут себе план на день


Расписывают, что будут изучать по чтению, математике, языку. Если раньше на реализацию плана им нужно было около 3 часов, то сейчас справляются за 1,5. Важно то, что для них это не является сложностью.


Наши шестилетние дети пишут доклады


Они часто проявляют интерес к какой-либо теме, обращаются к педагогу, посещают с ним библиотеку, а потом делятся полученной информацией с другими детьми. Так, недавно ребята захотели написать доклад о мушкетёрах как о роде войск. Изучив информацию, мальчишки подготовили плакаты, сшили плащи мушкетёров и выступили перед группой.

 

Наталия Полянца, хозяйка частного детского сада

 

Недавно на летнее время «Родник» пополнился детьми из муниципального сада. Мы заметили, что они скованны и напряжены. Эти дети воспринимают все предложения поиграть и ознакомиться с чем-то новым как назидание. Как только у ребёнка появляется ощущение, что его учат, он сразу же теряет интерес к деятельности. У этих детей нет желания учиться, есть только обязанности перед родителями.

У меня есть идея перенести наш сад в усадьбу, где будут животные, цветы и другие прелести природы. Дети будут ухаживать за лошадками, заниматься в различных мастерских.


Детям до 6 лет в Монтессори мы не рассказываем нереальных историй и сказок


Детям необходимо давать полезную информацию, соответствующую реальности, в такой форме, чтобы она вызывала положительные эмоции. В группе 3-6 лет действует принцип «научи меня делать это самому», в группе 6-12 – «научи меня думать самому».

В школе, которая откроется осенью, не будет классно-урочной системы, не будет занятий по 45 минут. Педагог не может знать, сколько потребуется времени ребёнку для его мыслительной деятельности. В школе дети должны чувствовать себя счастливыми. Они должны знать, что там можно реализовывать свои идеи, а не безоговорочно выполнять указания учителя.

Наши дети будут оформлены в муниципальных школах, но обучаться у нас, документально это будет проходить как семейное обучение. Раз в полгода или в год дети школы Монтессори будут сдавать мини-экзамены в своих школах по обязательным предметам. Отмечу, что примерный уровень наших шестилеток – это 3-ий класс традиционной образовательной системы.


Наказания детей и запреты никогда не приводят к положительным результатам


Они вызывают отрицательные эмоции, а обучение и донесение важной информации до ребёнка будет эффективным лишь при позитивных эмоциях. В каждую последнюю субботу месяца мы собираем родителей наших деток и обучаем их – занятия педагогов с детьми не должны идти вразрез с воспитанием родителей. Мы объясняем мамам и папам, что запреты, угрозы, повышение голоса на ребёнка, команды категорически запрещены. Поясняем, как отказать ребенку, при этом вселить в него уверенность, как научить ребенка ответственности, самостоятельности, дисциплине.


Поощрения типа «молодец», «умница» в саду не существуют


Вместо них мы говорим детям «как здорово!», «как это у тебя получилось?», «я тобой горжусь». Именно благодаря этим восхищениям «я-молодец» будет идти изнутри.

В школу Монтессори могут пойти только те дети, которые посещали детский сад, работающий по этой методике. В детский сад Монтессори могут прийти дети не старше 4, 5 лет, так как к этому возрасту малыши получили дозу критики, оценивания и принуждения. Им нелегко будет перестроиться, что может вызвать негативные последствия в будущем, в том числе и учебной деятельности.

Записала Кристина Дукмас

Надежда Мошкина, организатор фестиваля «ВМесте»

«На фестивале  можно проследить востребованность тех или иных направлений тренингов. Мы отметили, что особенной популярностью пользуются творческие мастер-классы. Видимо, люди устали выслушивать мотивирующие лекции и заниматься своими мозгами, теперь им хочется расслабиться и творить».

Татьяна Костерина, владелица детского сада «Апельсин» в промпарке «Северный»

14 октября первые лица региона перережут ленточку на открытии частного детского сада в поселке «Северный», где уже почти все готово к тому, чтобы принять маленьких посетителей. Мы решили познакомиться с Татьяной Костериной, руководителем первого в…

Жанна Мелешина, руководитель частного детского сада «Машенька»

Весной этого года руководитель частного детского сада «Машенька» Жанна Мелешина запустила проект по сбору средств для детской площадки на краудфандинговой платформе «Бумстартер». У «Машеньки» было 2 месяца на то, чтобы собрать 360 тысяч рублей, по…

Айда, братцы, в «Сосновое»

Судьи самой престижной премии России в области событийного туризма Russian Event Awards посетили новооскольский казачий стан «Сосновое». Мы решили рассказать своим читателям обо всех примечательностях этого туробъекта Белгородчины и о том, какие собственные социальные проекты…

На радость малюткам

Руководитель частных детских садов «Малютка» Светлана Погребенко – первая в Белгородской области, кто официально получил статус Социального предпринимателя. В марте этого года проект Светланы Погребенко был признан победителем жюри всероссийского конкурса «Лучший социальный проект года»….

Комментировать на сайте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code