Владимир Акимочкин, руководитель клуба чайной культуры «Нора»

«Поездка в Китай открыла для меня новые горизонты возможностей, помогла разузнать неведомые для меня секреты и в итоге, немного изменить моё видение «Норы». К сожалению, с тех пор свободного времени на деловые поездки у меня практически не появлялось».


– Владимир, с чего началось увлечение чайной тематикой?
– Я долгое время увлекался восточной культурой. Познавая философию Китая, всерьёз начал проникаться их чайными церемониями. Когда собрал определённую базу знаний, решил, что могу поделиться своими навыками с другими.

Объединившись с товарищем, мы проводили мастер-классы – показывали искусство чайных церемоний в кофейне «Калипсо», баре «24/7» и других местах досуга. Информацию о встречах распространяли в социальных сетях. За 2.5 года отточили мастерство в приготовлении разных видов чая, провели более сотни мероприятий, и что самое главное, смогли заявить о себе.

Спустя некоторое время мы открыли свой первый чайный клуб на улице Щорса – небольшое помещение в 15 квадратных метров, имеющее сходство с обычным баром, имело 2 комнаты – стойка, за которой пили чай и комната, где за столом собиралась талантливая молодёжь – художники, музыканты, поэты обменивались идеями, проводили творческие вечера и просто приятно коротали время за чаепитием. Мои первоначальные затраты были на уровне тысячи долларов.

Основной целью было создать wow-эффект, открывая заведение, непохожее на другие. Именно тогда начала формироваться идеология нашего чайного клуба. Суть в том, что любой человек, кем бы он ни был, приходя к нам, попадает в иную среду, где время течёт совершенно другим чередом.

Первая чайная проработала семь месяцев. Причин для её закрытия было несколько – расхождение во взглядах с партнёрами, да и к тому же помещение часто затапливало.

– Чем полезным запомнился первый предпринимательский опыт?

– Несмотря на относительно небольшой срок работы, я сформировал общую идею для своей следующей чайной, приобрёл полезные знакомства. Кроме того, несколько художников смогли заявить о себе, их картины регулярно приобретали в нашей чайной.

– Следующим проектом стал чайный клуб?

– Верно. Открыл его спустя несколько недель после завершения работы над прошлой. Перед открытием отправился в Китай, где познакомился с поставщиками, провёл выгодные для себя переговоры с новыми партнёрами. После двухнедельного пребывания в Китае и по возвращению на Родину, я задался вопросом – на кого будет ориентирован будущий чайный клуб? Кто является той самой целевой аудиторией для заведений подобного формата? Ведь настоящий китайский чай, представленный сотнями сортов, из которых многие являются элитными, будет попросту недоступен для молодёжи – изначально я планировал собирать своих друзей и сверстников в стенах чайного клуба. В итоге решил открыть заведение, которое смогло бы собрать людей разных возрастов, тем самым, объединив все слои населения.

Немного оторвавшись от шаблона предыдущей чайной – этакого лофта, где основная аудитория – творческая молодёжь, в новом заведении основой упор был сделан на проведение чайных церемоний – десятки сортов, уникальная посуда под разные виды чаепития, тихая спокойная музыка и уютная атмосфера.

Поездка в Китай открыла для меня новые горизонты возможностей, помогла разузнать неведомые для меня секреты и в итоге, немного изменить моё видение «Норы». К сожалению, с тех пор свободного времени на деловые поездки у меня практически не появлялось.

– В чём суть работы чайного клуба и как всё устроено внутри клуба?

– Практически все оснащение в заведении приближено к аутентичному – чай, посуда, столики, полотенца. Всё сделано для того, чтобы человек смог полностью погрузиться в атмосферу древнего востока, насладиться чаем и отвлечься от своих повседневных хлопот.
В экономическом плане чайная, как место отдыха для клиентов, почти не приносит дохода, поэтому мы продаём чай, аксессуары и утварь для чайных церемоний как оптом, так и в розницу. Часть заработанных средств идёт на развитие клуба – делаем эксперименты с дизайном, интерьером заведения, ищем новые пути развития.

Сотрудничаю также с чайными клубами в других городах, помогая им подобрать качественный товар и делясь своими секретами чайного мастерства.

Чайный клуб «Нора»
В чайной и сейчас проводятся регулярные мастер-классы. Их программа подразумевает знакомство с некоторыми названиями разных чайных сортов, их классификацией и терминологией, легендами и способами приготовления. Обучение нацелено на понимание со стороны посетителей всех этапов сборки, обработки, хранения и заваривания чая. Подобные встречи собирают от 3 до 6 человек максимум. Анонс встреч проходит в социальных сетях заведения.

Во время чайной церемонии, кроме приготовления чая, мы рассказываем посетителям особенности того или иного сорта, его значение для здоровья и влияние на эмоциональное состояние, проводя тем самым образовательные беседы.

Иногда перед новогодними праздниками чайную арендуют полностью, мы предоставляем оригинальные подарки из разных сортов чая.

Помимо основной работы чайной, проводятся также и выездные чайные церемонии, участие в праздничных, корпоративных мероприятиях. Выездные услуги пока не особо развиты, но хотелось бы в будущем более плотно заняться этим направлением.

На обустройство чайной, которая сейчас работает, ушло порядка 50 тысяч рублей – в столь малую по нынешним меркам для открытия полноценного заведения сумму удалось уложиться лишь благодаря тому, что ремонт и обустройство мы делали самостоятельно.

Чайный клуб «Нора»

Семь дней в неделю, по 10-12 часов я провожу в своём чайном клубе. Это место практически заменяет дом, где в свободное от дел время можно почитать книги, встретиться с друзьями. В проекте заняты три человека – я, моя девушка Оксана и чайный мастер Ася.

Цель чайного клуба – поднять уровень чайной культуры среди населения, привить любовь к внутренним и внешним переменам, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни постоянно.

– Современный вид чайного клуба – окончательный вариант, либо скоро планируются изменения?

– В ближайшее время в чайной состоится редизайн – помещение поделят на две зоны, где в одной можно будет заваривать чай согласно традициям севера, в другой секции посетители отведают ароматы и вкусы южных краев Китая. Также будем практиковать искусство составления  благовоний «путь аромата», которое уже много веков применяют в Китае (сян дао) и Японии – (ко до).

– Каковы реалии современного чайного бизнеса в Белгороде?

– Пока в Белгороде, к сожалению, никто кроме нас не доставляет чай напрямую от поставщиков. Магазины и точки с чайной продукцией в торговых центрах заказывают через крупных посредников. В таком случае есть риск получить некачественный товар с потерянными вкусовыми и полезными свойствами. Кроме того, покупатель получает не только испорченный продукт, но и переплачивает за него, так как изначально товар был куплен у посредника. Я предлагал сотрудничество некоторым предпринимателям, которые занимаются продажей чая, но они относятся с непониманием, не доверяют тому, что в нашем городе можно купить чай, хранение которого проходило по всем правилам с минимальной наценкой. Недоверие возникает от того, что лишь единицы, кто увлечён темой чая, занимаются этим осознанно и со всей страстью к собственному бизнесу.

Явных закономерностей, позволяющих определить, каким будет рынок в сегменте заведений подобного формата в Белгороде, определить сейчас нельзя. На рынке долгое время чайную индустрию города возглавлял клуб «Чаша мира», а 3 года назад к нему присоединились и мы.

– В чём заключаются особенности китайского чая?

– В Китае чай пьют уже на протяжении 3,5 тысяч лет, причём изначально его считали полноценным лекарственным препаратом и лечились им от различных заболеваний. Только с VIII века начала формироваться культура чаепития, которая обрела множество ритуалов и сейчас очень популярна в азиатских странах.

Весь китайский чай заваривается от 5 до 10 секунд, при этом одни листья можно использовать 10-15 раз. К чаю никогда не стоит добавлять сахар, топпинги и прочие всевозможные добавки, которые сейчас очень популярны, иначе можно попросту испортить его первоначальный вкус. Один и тот же сорт чая может различаться по вкусу, если его заваривают два разных мастера. Здесь уже идёт речь не столько об уровне мастерства, сколько о энергетике человека.

Чайный клуб «Нора»

У нас практически нет еды, поскольку традиционное чаепитие не предусматривает полноценное питание, в нашем ассортименте лишь немного десертов, которые никак не влияют на вкус чая.

Чайные заведения, если они работают по традициям востока, то в полной мере отличаются от каких-либо других заведений. Например, кофейни по сути представляют собой обычные кафе, где посетитель может перекусить и выпить кофе. В чайных же люди отдыхают душой, узнают что-то новое, соответствующее традициям востока.

– Как прослеживается связь между бизнесом и восточной философией?

– В восточной философии можно найти много занимательных закономерностей – стремление к утончённости, цикличность всех процессов. Лаконичность китайских трактатов, которые написаны для ведения военных действий, можно применять в бизнесе, недаром знаменитый трактат Сунь Цзы «Искусство войны» пользуется популярностью у современных предпринимателей, хотя был написан за несколько тысячелетий до современных реалий. Также актуальным произведением считаю «Книгу перемен» – один из старинных текстов, являющийся источником философской, практической и духовной мудрости китайской культуры. В книге содержится 81 ситуация, одна из которых обязательно подойдёт для той ситуации, в которой оказался читатель. Когда проводишь практически половину суток в чайном клубе, то замечаешь, как однородно движется время. Если возникает неопределённость, затруднительные ситуации, то я беру «Книгу перемен» и ищу тот вариант, который максимально отражает суть моей проблемы. Пока она меня ни разу не подводила и, опираясь на неё, мне удавалось принимать правильные решения.

– Кто посещает чайный клуб?

– Концепция заведения строится на том, что любой человек может заглянуть в уютное тихое местечко посреди города, отвлечься от постоянной суеты, побыть наедине с самим собой, попить чай, заваренный по древним традициям востока а также научиться готовить его самостоятельно.

За 3 года работы у чайного клуба сложился определённый, постоянный круг посетителей из числа тех, однажды заглянул в заведение на чашечку чая. Практически всех своих клиентов я помню в лицо и всегда рад увидеть их у себя вновь.

Основной поток клиентов в «Норе» приходится на холодное время года.
В среднем заведение посещают до 40-50 человек в день. Средний чек на человека составляет 250 рублей.

– Ты уже упоминал о поставщиках, можешь рассказать, как вышел на них?

– Поставщиков я нашел через своих соратников по чайному мастерству из других городов. Обычно такая информация держится в секрете, но мне подсказали, где следует искать – помогли с алгоритмом поиска. К следующей поездке в Китай планирую выучить китайский язык. В прошлый мой визит я знал порядка 150 слов на местном языке. Это немного, но достаточно для того, чтобы можно было поговорить о делах и договориться сотрудничеству. Что касается чайной терминологии, то я полностью владею ей, так как все названия сортов чая на китайском языке.

Чайный клуб «Нора»

– Планируешь расширять количество чайных в городе?

– Ко мне уже несколько раз обращались желающие вложить средства в развитие проекта, в том числе и создание других чайных точек. Пока я в раздумьях, но существует вариант, что однажды мы расширимся.
Коммерция достаточно тяжело уживается с традициями, согласно которым мы действуем сейчас. Хочется найти золотую середину между этими двумя сторонами, поскольку рано или поздно все чайные заведения либо уходят в коммерцию, либо действуют согласно традициям. На ум сразу приходит первый чайный клуб в России – «Клуб чайной культуры в саду Эрмитаж», созданный в 1996 году Браниславом Виногродским и Михаилом Баевым. Основав вместе клуб, спустя 6 лет Виногродский ушел из проекта, поскольку заведение начало отклоняться от тех традиций и философии, заложенных изначально. Заведение продолжает работать и по сей день.
За 20 лет работы десятки последователей подхватили идею чайного клуба и распространили её по всей стране.

– Какими навыками должен владеть чайный мастер?

– Навыки чайного мастерства идут вразрез с теми знаниями, которыми обладает современный бармен или бариста. Помимо совершенно разного приготовления напитков, здесь особое отличие в том, что общение с клиентами происходит через навыки прикладной психологии, которая в свою очередь, строится на философских учениях и познаниях восточной культуры.

Чайный клуб «Нора»

– Относительно планов на следующий год, есть уже есть конкретные идеи по развитию проекта?

– В настоящий момент разрабатываем проект городского фестиваля чая и ищем поддержку для его проведения. Помимо этого, есть планы по образовательной работе – если в этом году мы начали проводить обучающие занятия по подготовке чайных мастеров по собственной программе, то в следующем году планируем подняться на ступень выше, уже открыв собственную школу по подготовке специалистов для заведений, подобных нашему. Осталось полностью разобраться в юридической составляющей, возможно, обучение будет проходить на базе образовательного учреждения.

Текст: Саша Гревцев
Фото: Мария Решетникова

Белгородские острова

— Наши продукты остаются доступными — вкусная еда в экономике не разбирается. «Оранжевый остров» — мы знаем, что вам нравится! — раздается из динамика на веранде кафе. — Дмитрий, а чей это голос? Кажется ужасно…

Марина Лазарева, директор сети ресторанов «Фамильный дом вкуса»

В 18 лет мне представилась возможность полноценно окунуться в ресторанный бизнес. Параллельно с получением образования на факультете бизнеса и сервиса» НИУ «БелГУ» мне довелось руководить рестораном, учиться на своих ошибках, досконально разбираться в тонкостях сервиса,…

Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России

Индустрия питания в России В современной России ресторанов меньше в 2-3 раза по сравнению с европейскими странами, и в целом гастрономия у нас в стране развита недостаточно. В советское время мы могли поесть везде, может…

Александр Бредихин, соучредитель сети кофеен «Шоколадница» в Белгороде

«В белгородских «Шоколадницах» каждый месяц раздается порядка 3 тысяч бесплатных пирожных. Клиенту просто приходит сообщение, что в течение следующих пары дней он может забрать свой кусок торта. Таким способом мы боремся с региональным стереотипом «Шоколадница»…

Татьяна Маслова, управляющая пироговой «ПушкинЪ»

– Татьяна, пироговая – это ваш первый бизнес? Чем занимались до этого и кто вы по образованию? – До «Пушкина» я занимала должность генерального директора в компании ЗАО «Арсенал». По первому образованию я товаровед-эксперт, второе…

Комментировать на сайте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code